Новости сайта

 
 
Picture of Администратор Пользователь
10 мифов о системе дистанционного образования
by Администратор Пользователь - Monday, 7 July 2014, 10:15 PM
 

Несмотря на то, что дистанционное образование довольно молодо, оно уже успело обрасти различными мифами, легендами и слухами. Рассмотрим самые популярные и попытаемся проанализировать их.

1. Дистанционное обучение является временным модным веянием, которое постепенно утратит свою актуальность.

Действительно ли это так? По исследованиям, проведенным европейскими и американскими учеными, следует однозначный и категоричный вывод - уже в ближайшее время весь образовательный процесс на две трети будет осуществляться дистанционным методом.

2. В дистанционном обучении отсутствует живой контакт между студентом и преподавателем, что существенным образом влияет на качество обучения.

И действительно, дистанционное образование не предусматривает больших временных объемов общения преподавателя с учеником. Однако, давайте посмотрим на формы очного обучения, используемые в большинстве ВУЗов. Студент практически не общается с преподавателем на лекциях, немного больше контакта появляется на семинарах, но его определенно недостаточно. Учебное общение еще может возникнуть во время подготовки к экзаменам и зачетам, или при обсуждении рефератов и курсовых работ. В общей сложности получается абсолютный мизер. К тому же, огромная часть получаемой информации воспринимается только зрительно, а не ушами.

В дистанционном обучении живой контакт с лихвой компенсируется общением с преподавателем с помощью электронных средств связи. Даже при отправке письменного задания обучаемый, составляя ответ, проговаривает материал, старается подобрать нужную формулировку, может посмотреть архивы переписки. Общение с учителем принимает индивидуальный характер, чего практически невозможно добиться при очном обучении.

3. В дистанционном обучении отсутствует дух соревнования между учащимися, который обладает хорошими мотивирующими свойствами.

С этим трудно не согласиться. Однако, результаты европейских и американских исследований показывают, что 55% учащихся никогда не сравнивают свои результаты, например, со средними итогами обучения по группе или результатами других учеников. Их эти вопросы даже не интересуют.

4. При виртуальном обучении могут быть только виртуальные знания.

Очень спорное утверждение. Все знания считаются виртуальными, независимо от способа их получения. Ведь до того, как стать знанием, информация проходит через целый ряд рецепторов, сопоставляется с имеющимися ассоциациями, обрабатывается мозгом и размещается по определенным полочкам. Между фактами получения информации и ее выдачи неизбежно присутствие пространственной и временной дистанции. И здесь очное обучение ничем не отличается от дистанционного учебного процесса.

Не следует упускать из внимания и мотивационные моменты. Студенты, проходящие курс дистанционным методом, очень сильно мотивированы. Они осознают, что итоговые результаты обучения в большей степени зависят от них самих. При очном обучении ситуация совсем другая. Выбирая дистанционные варианты получения знаний, студент, так же как и заочник или экстерн, больше надеется на себя. Кроме того, во всех программах дистанционного образования в обязательном порядке предусмотрена контактная фаза, где ученик встречается со своим учителем.

5. Очное обучение дает более высокое качество знаний, чем дистанционное образование.

Это высказывание напрямую зависит как от участников процесса образования, так и от качества обучающих программ. В принципе, оно применимо для любого способа обучения. Например, чему может научиться студент рыбно-мехового сельского института, где среди преподавателей нет ни одного человека с ученой степенью. Разве можно сравнить его знания с той информацией, которую можно дистанционно получить от профессоров Гарвардского университета?

Опять же, немалую роль здесь играет мотивационная заинтересованность учащегося. Студенты, желающие учиться дистанционно, уже имеют определенный накопленный массив знаний и опыта, они ориентированы на освоение дополнительной информации, а не на получение красивых корочек.

6. Для дистанционного обучения нужно осваивать специальные программы и прекрасно владеть компьютером.

Это далеко не так. В дистанционном обучении используются популярные программы, хорошо известные всем. Любой человек, применяя предлагаемые простые функционалы, сможет легко составить, отправить и получить письмо, прикрепить к нему файл, перейти по гиперссылке с одной страницы на другую, написать, скопировать и отредактировать текст. Вам только объяснят, как пользоваться бесплатной программой Acrobat Reader, предназначенной для защиты учебной информации, охраняемой авторским правом, от несанкционированного копирования. Для этого не потребуется специальных знаний и навыков, поскольку программа очень похожа на давно изученный Word.

7. Дистанционное образование представляет собой лишь чтение текстов с экрана.

Да, основой большинства дистанционных курсов являются тексты. Однако, кроме них студенту предлагается огромное количество интерактивного материала. Только наличие гиперссылок в изучаемой информации делает обучение гораздо более активным, чем простое чтение книг. Процесс восприятия существенно облегчается, упрощается навигация в любом, даже самом сложном документе. Учебные материалы традиционно насыщены различными формулами, таблицами и графиками, что дает возможность производить собственные вычисления. Значительно способствуют обучению контрольные тесты в режиме реального времени, интерактивные вопросы по закреплению полученной информации.

8. Дистанционное образование подразумевает легкость и комфортность обучения, можно учиться, когда захочешь, что способствует расслаблению и некачественному усвоению материала.

Насчет удобства и комфортности невозможно возразить. Но это скорее достоинство, чем недостаток. Конечно же, условия обучения существенно отличаются от обстановки, в которой приходится находиться студентам дневного обучения большинства российских ВУЗов. А вот отношение к учебной дисциплине при дистанционном обучении гораздо серьезнее, чем на очных занятиях. Это обусловлено тем, что у ученика есть четкое осознание цели обучения. Его дальнейшие успехи во многом зависят от качества полученных знаний и соблюдения дисциплины.

В любой программе дистанционного обучения присутствуют жесткие графики отчетности и контроля. Учебный процесс регламентируется администрацией программы и преподавателями. Вместе с тем, у студента всегда есть возможность, исходя из свободного времени, выбрать для изучения на данном этапе 2-3 курса вместо запланированных 5-6 тем. Время обучения соответственно увеличится, но качество восприятия будет на высоком уровне.

9. При обучении дистанционно сдавать зачеты и экзамены очень легко, есть время на списывание.

Это мнение разделяют очень многие люди. Однако они ошибаются, и на это есть три причины.

Во-первых, в дистанционных курсах обучения не существует работ, предполагающих списывание. Общение с преподавателем осуществляется, как правило, один на один. Даже самостоятельно присланная работа проверяется на списывание (делается это очень легко), и при отрицательном результате она просто не принимается.

Во-вторых, на экзаменах списывание теряет смысл, так как здесь просто нет традиционных экзаменационных билетов. Дистанционные программы обучения практикуют использование профессионально-ориентированных задач и тестов, для решения которых помощь дополнительных материалов и учебников даже приветствуется.

В-третьих, итоговые тесты всегда проводятся в режиме реального времени, где обдумывание ответа жестко ограничено. Вопрос светится на экране четко определенное время и затем исчезает. При отсутствии ответа или задержке задание считается невыполненным.

10. Дистанционное образование предполагает проведение занятий дома, что значительно сокращает досуг.

И это мнение ошибочно. Исследования показали, что три четверти слушателей включаются в процесс обучения именно с рабочего места, причем половина из них делает это в рабочее время.