Новости сайта

 
 
Изображение пользователя Администратор Пользователь
Современные реалии дистанционного образования: противники и перспективы
от Администратор Пользователь - Понедельник, 7 Июль 2014, 22:20
 

Сегодня дистанционное образование (ДО) - в центре внимания. Кто только не интересуется данной темой! Понятно, что это, в первую очередь, преподаватели и ученики, а также абитуриенты. Но среди людей, неравнодушных к ДО, находятся и деятели искусства, и журналисты, и компьютерщики... В этой же компании - социологи и психологи.

Казалось бы, тема востребована, но на деле всё выглядит несколько иначе. Распространены именно разговоры о данном виде обучения, независимо от того, ведутся ли они виртуально или вживую. А вот внедрять сами курсы пока никто не спешит - есть лишь несколько университетов и школ, которые частично, в порядке эксперимента, пробуют изменить процесс вот таким образом. Результаты очень показательны, но продвигается дело медленно.

Почему дистанционное образование пока не становится основным?

Несмотря на большой прогресс в данном направлении, «дистанционка» пока не может полностью заменить то, к чему привыкли ученики - стандартные уроки и пары. Причин на то сразу несколько:

1. Отсутствие дополнительного финансирования, с помощью которого можно было бы приобретать программы и оборудование, в случае такой необходимости. Если бы переход на подобный вид обучения был полным, деньги были бы выделены автоматически. Однако такие правила пока не утверждены, а на эксперименты университетам и школам обычно не выделяют средств.

2. Это ещё не вся проблема финансирования. Даже если бы из государственных средств во всех странах была выделена определённая сумма, позволяющая оплатить программы и оборудование, не в каждом населённом пункте (деревнях, например) нашёлся бы интернет. Это касается не только России - во многих странах мира, даже развитых, в посёлках наблюдается такая ситуация.

3. Ещё одна проблема - неспособность дистанционного образования обучить всем предметам. Есть темы, которые нельзя объяснить через интернет, есть то, чего по всемирной паутине не показать так, чтобы это было идеально понятно.

4. Также существует масса разногласий, как между преподавателями, так и между психологами, социологами, составителями учебных программ и прочими людьми касательно того, стоит ли внедрять обучение через сеть или же это «капризы современного общества». Печально то, что большинство людей, разглагольствующих о «вреде» такого вида обучения, мало что в нём понимают. Они не испробовали его ни на себе, ни на других, отказываются принимать чужие результаты, а их позиция основана более всего на неприятии всего нового. Часто такие люди просто незнакомы с интернетом или знают его весьма поверхностно, а потому считают, что «там всё безумно сложно».

Но было бы нечестным всех противников или сомневающихся назвать скептиками, не принимающими ничего нового. Некоторые из них выдвигают весомые аргументы - например, замечание, что не каждый ученик способен к самодисциплине, а на расстоянии преподавателю будет в десятки раз сложнее контролировать, сделал кто-то домашнее задание или нет. Таким образом, дистанционное обучение, освобождая студентов от вечной «обязаловки» быть на занятиях в строго определённое время в назначенном месте, забирает у них важный элемент - сторонний надзор с положительными целями.

Однако с учётом того, какие хорошие результаты показывает дистанционное обучение, нельзя сбрасывать его со счетов только по причине неорганизованности некоторых студентов. Над этим вопросом сейчас работают преподаватели и разработчики. Возможно, для таких людей придётся ввести особую программу.

5. Также существует ещё несколько вопросов по подобному виду обучения, на которые пока не находится ответов. К примеру, сколько людей должно быть в такой группе? Как сдавать экзамены, можно ли это доверить компьютеру? Ещё один немаловажный вопрос - как обеспечить защиту информации, чтобы она не разошлась по всему интернету?

Но всё же картина не так плоха. Несмотря на то, что в процентном соотношении не так много учебных заведений используют его, оно всё-таки практикуется, и можно надеться, что в ближайшем будущем другие школы, колледжи и университеты, посмотрев на результаты экспериментаторов, будут все активнее переходить на дистанционное образование .

Пока наибольшее развитие ДО получило в США и Европе. Здесь даже открываются специальные школы, которые учат именно по такому принципу. Также на базе университетов открываются отделения, занимающиеся данным видом подачи информации ученикам. Что касается России, то здесь подобные курсы развиты только у частных преподавателей, которые «продают знания». Максимум можно получить их сертификат или диплом. В школах и вузах настороженно относятся к этому, хотя в некоторых и планируется скорое внедрение.

Но есть в этом и положительная сторона. Если вы хотите обучаться в дистанционном отделении какого-либо европейского или американского университета, то можно поступить туда и в дальнейшем учиться через интернет, практически не выезжая на место учебы. А впоследствии получить диплом иностранного вуза! Правда, на первых порах может быть затруднительно привлечь внимание работодателя к этому документу, ведь ДО воспринимается примерно как заочное. Но ему пророчат большое будущее, поэтому в ближайшие годы диплом станет очень ценным - возможно, уже к тому времени, как вы окончите выбранный вуз.

Получение диплома и повышение квалификации при помощи ДО

Впрочем, такие дипломы могут быть очень востребованными и сейчас, если говорить о повышении квалификации. В этом направлении получение дополнительных знаний всегда требуется, но времени и/или денег вечно не хватает. Хорошо, если работодатель готов обеспечить работника либо отпуском для поездки на курсы, либо ещё и профинансировать это «учебное путешествие». Но на деле чаще всего ему глубоко безразлично, повысит сотрудник свою квалификацию или нет - это необходимо лишь ему самому для возможного повышения в должности или получения прибавки к зарплате.

И здесь на помощь как раз приходит дистанционное образование. Можно либо оплатить его самостоятельно, без лишних разговоров обучившись, например, в иностранном вузе, и позднее гордо положить на стол начальника диплом. А можно сразу попробовать получить финансирование на дополнительные курсы. Если работодатель сочтёт сотрудника перспективным, а предлагаемые занятия - нужными, то затея наверняка удастся.

Само по себе дистанционное образование для повышения квалификации - вещь крайне полезная. Почему? Всё просто.

  • Современные технологии развиваются постоянно. Если говорить, например, о сферах IT, дизайна и других новых профессиях, то здесь перемены происходят с молниеносной скоростью. Но даже в производстве, например, на заводах, часто внедряются новые возможности, пусть здесь перемены медленнее. Поэтому современный работник не должен всю жизнь трудиться лишь по знаниям когда-то полученного в вузе диплома. Вспомните - учителя и преподаватели постоянно проходят курсы повышения квалификации! Это же не помешает и всем остальным, по крайней мере, если человек планирует оставаться на своём рабочем месте ещё много лет и хочет повышения.
  • Посещения курсов будут занимать довольно много времени. После работы и так достаточно дел, до которых порой руки не доходят... Поездки в другие города на полное обучение - это ещё дольше и дороже. Просить работодателя о предоставлении оплачиваемого отпуска для повышения квалификации можно, но не всегда он ответит согласием. Брать отпуск за свой счёт, да ещё и оплачивать в это время курсы, может не каждый. Замкнутый круг заставляет людей годами сидеть на месте. Дистанционное образование решает проблему мгновенно.

Есть одно «но», хотя, в некотором смысле, это только плюс. Многие считают, что дистанционное образование проще простого. Сравнивают его с чем-то вроде заочного, где теоретически можно выучить минимум, получить зачёт и быть свободным. Но здесь всё сложнее и требования намного жёстче. Заниматься нужно будет регулярно, а не дважды в год. Да и экзамены сдаются очно. Самодисциплина - первое, что понадобится студенту.

Интернет-образование: от прошлого к настоящему

Первые шаги в сторону дистанционного образования посредством телекоммуникаций были сделаны ещё в 90-ые годы в США. Правда, тогда интернет не участвовал в процессе - было телевещание, учитель выступал перед разными классами. Что интересно, дисциплины тогда всё же удалось добиться, да ученики и не рвались бездельничать и кидаться тетрадками, а внимательно слушали.

И сегодня существуют «телешколы». Сейчас за них ратует канал НТВ, предлагая внедрить уроки свободного посещения по нескольким предметам. Есть и полностью образовательные каналы - на спутниковом телевидении. Например, «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» и «Открытый колледж». Здесь все желающие могут попробовать на себе дистанционное образование, хотя и примитивного типа. Аналоги есть и в интернете.